24/05/2023
Штрафы за отсутствие маркировки рекламы
Разбираем законопроект: кого и за что будут штрафовать

18 мая Госдума приняла в первом чтении законопроект о штрафах за отсутствие маркировки интернет-рекламы. После принятия законопроекта в первом чтении его авторы должны будут представить поправки к документу до 1 июня 2023 года.
Как сейчас регулируется процесс маркировки рекламы?
С 1 сентября 2022 года все участники цепочки “рекламодатель – рекламное агентство – рекламораспространитель” должны предоставлять информацию о размещаемой в Интернете рекламе в специальный Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) через Операторов рекламных данных (ОРД), согласно предложенным поправкам в закон “О рекламе”. Ранее закон не содержал наказаний за нарушения и ошибки при маркировке интернет-рекламы.
Более трети предпринимателей в России (37%) не выполняют требования маркировки рекламы в интернете в соответствии с законом, так как Роскомнадзор и Федеральная антимонопольная служба не наказывают за нарушение (данные опроса, проведенного Коkос Group). Опрос также показал, что 17% опрошенных выделили отдельного сотрудника для маркировки интернет-рекламы, а 42% обращаются к сторонним экспертам или консультантам по этому вопросу. Каждый десятый из представителей малого и среднего бизнеса не знает о новых нормах законодательства, касающихся рекламы в интернете. Больше всего недовольство вызывает необходимость маркировки рекламы среди блогеров, которые жалуются на потерю части заказов на нативную рекламу. Введение штрафов за отсутствие маркировки рекламы отложено до неопределенного времени так как большинство блогеров и владельцев каналов в мессенджерах не готовы разбираться в новом законе.
Что ожидает бизнес интернет-рекламы в случае принятия законопроекта о штрафах?
Законопроект предусматривает штрафы за нарушение правил маркировки интернет-рекламы, причем эти штрафы по мнению представителей рынка интернет-рекламы являются весьма существенными.
Наглядно показываем в карточках кого и за что будут штрафовать. А главное, какой размер штрафа предусмотрен.
- Для рекламодателей предусмотрены следующие штрафы:
2. Для рекламораспространителей предусмотрены следующие штрафы:

3. Для операторов рекламных сетей предусмотрены следующие штрафы:

4. Для ОРД предусмотрены следующие штрафы:

Реакция рынка на законопроект
Многие участники рынка негативно высказываются против законопроекта. Во-первых, далеко не все представители рекламного бизнеса разобрались с процессом маркировки. По-прежнему много вопросов, на которые не могут ответить ни ФАС ни РКН.
Во-вторых сам размер штрафа окажется неподъемным для малого бизнеса. При этом разработчики законопроекта размеры штрафов слишком суровыми не считают, так как они соотносятся с размерами штрафов за другие нарушения законодательства о рекламе.
Также законопроект не предусматривает для данных правонарушений менее сурового вида наказания, который предусмотрен кодексом об адмнистративных правонурашений, в частности предупреждение.
В мае этого года представителями отрасли было направлено письмо Письмо было отправлено председателю думского комитета по государственному строительству и законодательству Павлу Крашенинникову с предложением внести изменения в законопроект, в частности, предлагается ввести альтернативный вид наказания в виде предупреждения. Кроме того, представители отрасли предложили разделять ответственность для тех, кто игнорирует закон, и для тех, кто принимает меры по его соблюдению, но не может полностью выполнить требования из-за «препятствий как технического, так и регулярного характера».
Авторы письма также попросили уделить особое внимание процедуре привлечения к админиатрстивной ответственности за нарушение правил маркировки, так как неясно каким образом РКН будет выявлять нарушения и будет ли предоставлена возможность устранить нарушение, как это предусмотрено для ряда других правонарушений, предусмотренных кодексом.
Мы внимательно следим за законопроектом и обязательно уведомим вас о итогах его рассмотрения.
Если же у вас есть вопросы по маркировки рекламы, обращайтесь к нам.
У вас есть вопросы маркировке интернет-рекламы?
Напишите нам - ответим на все вопросы и проанализируем риски