Новые правила включения в Реестр российского ПО
Попасть в Реестр российского ПО будет сложнее. 29.08.2022 Минцифры опубликовало проект постановления о внесении изменений в правила формирования и ведения реестра российского ПО. В настоящий момент проект находится на стадии обсуждения, которое продлится до 23.09.2022. Поучаствовать в обсуждении может каждый желающий.
Для правообладателей, желающих увидеть свое ПО в реестре, но не нашедших времени, сил, желания погружаться в тяжелый язык законотворчества подробно рассказываем, что изменения грядущие нам готовят.
Содержание:
1. Включение в Реестр российского ПО ПАК
Первым и самым главным новшеством, вводимым в Правила стало включение в реестр российского ПО сведений о программно-аппаратных комплексах (ПАК) и классах ПАК (пункт 2 Правил). Появился классификатор ПАК.
2. Изменился состав сведений о программном обеспечении, которые должны содержаться в Реестре российского ПО
3. Минцифры установило перечень сведений о ПАК, которые должны содержаться в Реестре российского ПО
Кроме того, новым правилам реестровая запись о ПАК должна содержать:
- порядковый номер реестровой записи;
- дата формирования реестровой записи;
- наименование ПАК;
- предыдущие и (или) альтернативные наименования ПАК (при наличии) ;
- код (коды) ПАК в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (при наличии) ;
- сведения о правообладателях ПАК;
- порядковый номер реестровой записи ПО из реестра российского ПО в составе ПАК;
- порядковый номер реестровой записи технических средств из реестра российской радиоэлектронной продукции или из реестра российской промышленной продукции заключения в составе ПАК (при наличии) ;
- сведения об основаниях возникновения у правообладателя (правообладателей) права на ПАК, права на использование ПО в составе ПАК;
- дата государственной регистрации и регистрационный номер ПО в составе ПАК (при наличии) ;
- класс (классы) ПАК, которому соответствует ПАК согласно классификатору ПАК;
- наименование, тип и код (коды) оборудования в составе ПАК в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности;
- информация о соответствии ПАК требованиям, установленным пунктом 5.1 Правил;
- дата принятия уполномоченным органом решения о включении сведений о ПАК в реестр;
- сведения о дате и содержании изменений, внесенных в реестр (при наличии) (пункт 4.1 Правил).
Регистрация программы в реестре российского ПО под ключ
-
Анализ сведений о правообладателе
-
Анализ технических требований
-
Подготовка юридической документации
-
Помощь при составлении технической документации
-
Подготовка проекта заявки
-
Сопровождение подачи заявки
-
Отслеживание рассмотрения заявки
4. Появилась возможность скрыть из Реестра российского ПО сведения о правообладателях
В отношении ПО можно скрыть несколько важных сведений. Например, можно скрыть информацию о правообладателях ПО или адрес страницы сайта правообладателя в сети «Интернет», на которой размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик ПО и информацию, необходимую для установки и эксплуатации ПО. Также можно скрыть сведения об основаниях возникновения у правообладателя (правообладателей) исключительного права на ПО на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права. Другие важные сведения, которые можно скрыть, включают в себя дату государственной регистрации и регистрационный номер ПО (при наличии), а также адрес страницы сайта правообладателя в сети «Интернет», на которой размещены информация о стоимости ПО или порядке ее определения либо сведения о возможности использования ПО на условиях открытой лицензии или иного безвозмездного лицензионного договора. Следует также учитывать, что можно скрыть сведения о наличии ПО в национальном фонде алгоритмов и программ для ЭВМ (пункты «е» – «и», «н» и «о» пункта 4 Правил).
В отношении ПАК также можно скрыть несколько важных сведений. Например, можно скрыть информацию о правообладателях ПАК или сведения об основаниях возникновения у правообладателя (правообладателей) права на ПАК, права на использование ПО в составе ПАК. Другое важное сведение, которое можно скрыть, – это наименование, тип и код (коды) оборудования в составе ПАК в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности
5. Новые правила предусматривают дополнительные требования к программам для включения в Реестр российского ПО
Для того, чтобы включить сведения о ПО в реестр российского ПО, необходимо удовлетворить дополнительные требования. Среди них следует выделить:
Кроме того, все технические средства хранения исходного текста и объектного кода ПО, а также технические средства компиляции исходного текста в объектный код ПО должны находиться на территории Российской Федерации.
Технические средства, необходимые для активации, выпуска, распространения, управления лицензионными ключами ПО, также должны находиться на территории Российской Федерации, а контроль над ними должны осуществлять российские организации либо граждане Российской Федерации.
Графический пользовательский интерфейс ПО обязательно должен быть реализован на русском языке.
Если ПО, в отношении которого Правительством РФ установлены дополнительные требования, соответствие дополнительным требованиям должно быть подтверждено заключением о соответствии (подпункты «и» — «м» пункта 5 Правил).
6. Установлены дополнительные требования к ПАК для включения в Реестр российского ПО
Дополнительные требования, которым должен отвечать ПАК для включения сведений о нём в реестр российского ПО:
- сведения о ПО в составе ПАК должны быть включены в реестр российского ПО или реестр евразийского ПО;
- сведения о технических средствах в составе ПАК должны быть включены в единый реестр российской радиоэлектронной продукции или реестр российской промышленной продукции, либо соответствовать требованиям, приведенным в приложении к Правилам;
- технические средства и ПО в составе ПАК должны быть функционально совместимы между собой (пункт 5.1 Правил) .
7.Для включения в Реестр российского ПО стало не обязательным предъявлении копии Устава
Вместо копии устава правообладателю ПО, действующему на основании типового устава, заявитель по своему выбору прилагает к заявлению о включении сведений о ПО в реестр российского ПО выписку из ЕГРЮЛ с соответствующими сведениями о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава (пункт 11 Правил).
8. Расширился перечень документов, которые необходимо приложить к заявке на включение в Реестр российского ПО:
Правообладатели ПО теперь должны прикладывать следующие дополнительные документы к заявлению о включении сведений о ПО в реестр российского ПО:
- Описание технических средств хранения исходного текста и объектного кода ПО, а также технических средств компиляции исходного текста в объектный код ПО;
- Описание технических средств, необходимых для активации, выпуска, распространения, управления лицензионными ключами ПО;
- Заключение о соответствии дополнительным требованиям (при наличии);
- Документ, подтверждающий необходимость скрытия сведений, в соответствии с пунктом 4.2 Правил.
Данные документы необходимы для полноценного рассмотрения заявления на включение ПО в реестр российского ПО.
9. Утвержден перечень документов, которые необходимо приложить к заявке на включение ПАК в Реестр российского ПО:
К заявлению о включении сведений о ПАК в реестр российского ПО необходимо приложить:
- документы, подтверждающие права заявителя на ПАК, включая права на использование ПО в составе ПАК;
- документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление, на осуществление действий от имени правообладателя (правообладателей) ПАК (не требуется, если заявление подписано правообладателем, являющимся гражданином Российской Федерации, или лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени правообладателя, являющегося юридическим лицом, согласно сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ) ;
- документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление, на осуществление действий от имени правообладателя (правообладателей) ПАК (не требуется, если заявление подписано правообладателем, являющимся гражданином Российской Федерации, или лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени правообладателя, являющегося юридическим лицом, согласно сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ) ;
- документы, подтверждающие соответствие ПАК требованиям, установленным пунктом 5.1 Правил;
- документация, содержащая описание функциональных характеристик программно-аппаратного комплекса и информацию, необходимую для эксплуатации программно-аппаратного комплекса;
- документация, содержащая описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла программно-аппаратного комплекса, в том числе устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации программно-аппаратного комплекса, совершенствование программного обеспечения в составе программно-аппаратного комплекса, а также информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки;
- документ, подтверждающий необходимость скрытия сведений, в соответствии с пунктом 4.2 Правил (пункт 11.1 Правил).
10. Минцифры будет быстрее проверять информацию, содержащуюся в заявке на включение в Реестр российского ПО
Сократился срок запроса Минцифры у органов государственной власти документов и информации, подтверждающих сведения, содержащиеся в заявлении о включении сведений в реестр российского ПО и прилагаемых к нему документах, с 5 рабочих дней до 1 рабочего дня (пункт 20 Правил).
11. Заявка на включение в Реестр российского ПО будет рассматриваться быстрее
Сократился срок рассмотрения экспертным советом заявления о включении сведений о ПО или ПАК в реестр российского ПО с 30 рабочих дней до 15 рабочих дней с момента регистрации указанного заявления (пункт 21 Правил).
12. Программы с искусственным интеллектом в Реестре российского ПО
Помимо вывода о соответствии ПО или ПАК требованиям, установленным пунктами 5 и 5.1 Правил, экспертное заключение теперь также должно содержать вывод о наличии признака, указывающего на то, что такое ПО или ПАК относится к сфере искусственного интеллекта (пункт 21 Правил).
13. Возможность для заявителя направить запросы в электронной форме при подаче заявки на включение в Реестр российского ПО
Конкретизирован срок для предоставления заявителем по запросу экспертного совета соответствующих пояснений, документов и (или) материалов – 20 рабочих дней, а также предусмотрена возможность направления заявителю запросов посредством функционала официального сайта Минцифры (пункт 22 Правил).
14. Ответы на запросы экспертного совета при подаче заявки для включения в Реестр российского ПО - тоже в электронной форме
Конкретизирован способ представления заявителем по запросу экспертного совета соответствующих пояснений, документов и (или) материалов – посредством заполнения соответствующих электронных форм, размещенных на официальном сайте Минцифры, с приложением запрошенных документов и материалов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (пункт 23 Правил).
15. Извещение о включении в Реестр российского ПО направляется по электронной почте
Заявитель получает извещение о включении / отказе во включении ПО или ПАК в реестр по адресу электронной почты, указанному в заявлении о включении сведений, а не через публикацию соответствующих сведений на сайте Минцифры (пункт 28 Правил)
16. Уведомлять оператора Реестра российского ПО об изменении сведений о ПО станет обязательным
Появилась обязанность заявителя уведомлять оператора реестра российского ПО об изменении следующих дополнительных сведений о ПО:
- о программных модулях, являющихся отдельными функциональными компонентами ПО (при наличии) ;
- о программных модулях, являющихся отдельными функциональными компонентами ПО (при наличии) ;
- о соответствии дополнительным требованиям к программам для электронных вычислительных машин и баз данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. № 325;
- о признаке, указывающем на отнесение ПО к сфере искусственного интеллекта (при наличии) ;
- о перечне иностранного ПО, имеющего сходство функциональных характеристик (при наличии) ;
- о выраженной в процентах сумме выплат по лицензионным и иным договорам, предусматривающим предоставление права на использование РИД и средства индивидуализации, выполнение работ, оказание услуг по разработке, модификации и адаптации ПО в пользу иностранных юридических лиц и (или) физических лиц, контролируемых ими российских коммерческих и (или) некоммерческих организаций, агентов, представителей иностранных лиц и контролируемых ими российских коммерческих и (или) некоммерческих организаций, от выручки, полученной правообладателем (правообладателями) за истекший календарный год в качестве вознаграждения за предоставление права использования ПО на основании лицензионного или иного вида договора — ежегодно в срок, не позднее 1 апреля (подпункты «р» — «у», «ф» пункта 4 Правил).
17. Необходимо будет уведомлять оператора Реестра российского ПО об изменении сведений о ПАК
Также появилась обязанность заявителя уведомлять оператора реестра российского ПО об изменении следующих сведений о ПАК:
- о коде (кодах) ПАК в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (при наличии) ;
- об основаниях возникновения у правообладателя (правообладателей) права на ПАК, права на использование ПО в составе ПАК;
- о дате государственной регистрации и регистрационном номере ПО в составе ПАК (при наличии) ;
- о классе (классах) ПАК, которому соответствует ПАК согласно классификатору ПАК;
- о дате принятия уполномоченным органом решения о включении сведений о ПАК в реестр (подпункты «д», «и» — «л» и «о» пункта 4.1 Правил) .
18. Установлен срок для внесения изменений в Реестр российского ПО Минцифры
Кроме того, Минцифры конретизировало срок принятия решения о внесении изменений (об отказе от внесения изменений) в сведения, содержащиеся в реестре российского ПО. Теперь такое решение принимается в течение 15 рабочих дней (пункт 30.3 Правил).
19. Минцифры будет проверять сведения, содержащиеся в Реестре российского ПО
Важным изменением является то, что проверка Минцифры сведений, содержащихся в реестре российского ПО, теперь осуществляется не реже одного раза в календарный год только на предмет их соответствия требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Необходимость проведения проверки соответствия дополнительным требованиям к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 исключена.
20. Необходимо будет следить за актуальностью сведений, содержащихся в Реестре российского ПО
Добавился пункт об ответственности, которую несет заявитель за обеспечение актуальности документов и сведений, размещенных в реестре российского ПО. Теперь Правила обязывают заявителя, в случае выявления Минцифры недостоверной информации, содержащейся в реестре российского ПО, а также в случае отсутствия необходимой информации, в течении 5 рабочих дней с момента получения соответствующего уведомления, устранить выявленное нарушение и внести соответствующие изменения в сведения (по ходатайству заявителя срок может быть увеличен, но не более, чем до 30 рабочих дней). В противном случае оператор реестра осуществляет блокирование доступа к реестровой записи до момента устранения выявленной недостоверной информации (пункт 30.5 Правил).
21. Сведения об изменении записи в Реестре российского ПО внесут быстрее
Сократился срок внесения изменений в сведения о ПО или ПАК, содержащиеся в соответствующем реестре: с 10 рабочих дней до 5 рабочих дней с момента получения уведомления об изменении сведений (за исключением сведений, предусмотренных подпунктами «е», «к», «р» — «х» пункта 4 и подпунктом «е» и «л» пункта 4.1Правил, для которых 5-дневный срок начинает течь с момента наступления определенного события в виде, например, принятия соответствующего решения).
22. Причин для отказа во включении в Реестр российского ПО станет больше
Расширился перечень случаев, в которых Минцифры принимает решение об исключении сведений о ПО или ПАК из реестра российского ПО. К таким случаям, помимо указанных ранее, стали относиться:
- подготовка экспертного заключения о выявленном несоответствии требованиям, установленным пунктом 5 или пунктом 5.1 Правил;
- неустранение заявителем недостоверной информации, содержащейся в составе реестровой записи, выявленной уполномоченным органом. В данном случае соответствующее решение принимается Минцифры по истечении 6 месяцев после дня блокировки реестровой записи, предусмотренной пунктом 30 Правил (пункт 33, подпункт «е» пункта 34 Правил) .